Спекуляция образами.

(версия от 13 ноября 2006г.)

По-моему, лозунгом последних лет вполне может стать фраза «не хочу понимать». Причем мода эта явно западного происхождения, а точнее - американская. Для затравки хочу напомнить два французских фильма, которые, насколько я понимаю, «средний американец» принял очень прохладно, посему были сделаны американские «адаптации»-ремейки. Эти картины - «Игрушка» (Le Jouet, 1976) и «Такси» (Taxi, 1998).

Посмотрев американизированную «Игрушку» (The toy, 1982), я долго не мог отделаться от ощущения чего-то мерзкого и пластмассового. «Такси» (Taxi, 2004) с водилой-афроамериканкой я даже смотреть не стал, потому как еще в трейлерах к нему было показано, на какого рода юмор сделан упор в этом «изложении на заданную тему». И в том, и в другом ремейке сохранены (и то, очень примерно) только состав действующих лиц и общее направление событий. Но это еще не спекуляция образами, о которой пойдет речь ниже. Однако явление подобных «адаптаций» призвано проиллюстрировать неспособность прочувствовать, понять чужой образ мыслей, нежелание проанализировать замысел режиссеров и сценаристов, зато четкое осознание того, как на этих же героях и сюжете можно сделать много денег, переплавив фильм под американские стандарты комедии.

Но эти примеры так, самые свежие: в них оригинал и «адаптация» разнесены во времени на небольшую величину.

Рассказать же я хочу о своем возмущении более глобальной проблемой, которая, на мой взгляд, явлется следствием причин появления американских «адаптаций» в кино. Речь пойдет о фильме «Лига выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen, 2003), мультфильме «Планета сокровищ» (Treasure Planet, 2002) и о отечественных работах: о фильме «Хоттабыч» и мультфильмах: «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

«Лига...» снята по американским комиксам и представляет из себя приключения кучи персонажей, сваленных в один котел - капитан Немо, Дориан Грей, Генри Джекил, Том Сойер и еще парочка персонажей менее мне знакомых. Что раздражает в этом всем, так это то, что создателей комиксов абсолютно не смущает то, что персонажи придуманы не ими. Это конкретные герои, задуманные писателями как определенные личности. Со своими характерами, мыслями, чувствами... Причем в процессе повествования персонаж может меняться, что-то узнавать, мудреть, глупеть или вовсе погибнуть. Здесь все побоку, все персонажи приведены к американскому стандарту морали и умственного развития. Таким образом те, кто не читал и никогда не прочитают, например, «Портрет Дориана Грея» или «Двадцать тысяч лье под водой», будут считать персонажей примерно такими, как они показаны в комиксах. То есть «люди с запоминающимися атрибутами». Немо - мужик с крутой подводной лодкой, Джекил - Халк XIX века... Конечно, зачем создавать, придумывать что-то свое, если в мире уже придумано столько колоритнейших персонажей? Про них все хоть что-нибудь обязательно слышали, значит тем выше шансы, что кинозалы будут ломиться от зрителей.

Похожая картина с «Планетой сокровищ» - берем готовый сюжет, меняем антураж, чуть рихтуем персонажей и получаем космическую адаптацию «Острова сокровищ» для среднего американского подростка. Наверное, остров - это как-то не по-американски мелко, раз зафрахтовали под сундук с пиастрами целую планету.

Перейдем к российским картинам. Я не стану рассматривать насколько в «Хоттыбыче» реально описан интернет и его обитатели. По большому счету, интернет для каждого свой: кто где «обитает», таким его и видит. Из этого фильма я хочу выделить только спекуляцию образом Хоттабыча. Пусть мне сколько угодно говорят, что в начале фильма есть своеобразная «оговорка»: джинн на вопрос о имени соглашается на любое, и дальше его просто зовут так, как удобнее. Но кино-то все-таки названо «Хоттабыч»! Не «Хакер Гена, джинн и прочие неприятности» или еще как-нибудь. А между тем старый, советский Хоттабыч из одноименного старого советского фильма совершенно другой... Кому нужны эти наслоения одноименных, но совершенно разных образов? Да никто просто про это не думает. Это делается для кассовости...

«Алеша Попович...» и «Добрыня Никитич...» в плане спекуляций ничем не лучше, если не хуже. Берем былинных героев, знакомых каждому если не из школьного курса, так по анекдотам, прописываем им поведение Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка» или еще какого забугорного идола, вносим в действо пару гэгов из классики американского кинематографа, и - вуаля! А то, что в действительности по преданиям богатыри были с другими, отнюдь не «крепкоорешковыми» замашками - никого не интересует. Нет, сами мультики местами очень даже ничего: прикольные, динамичные, местами поучительные... Но почему не придумать каких-то своих, новых богатырей, а не перекраивать русские народные былины? Так нет же, ничего святого, будем стебаться над всем подряд. Нам можно, в наше время помнить и чтить историю немодно. Взрослым, которые помнят и былины, и замечательные их экранизации, вполне можно посмотреть эти мультики. Отдохнуть, расслабиться... Дети же скорее всего примут героев за чистую монету и будут экстраполировать характеры этих «клонов» на былины.

Тенденция создавать кино и мультфильмы, вкладывая в действующих лиц разных времен и эпох стереотипы мышления, поведения и мораль современного человека прямо-таки пугающа. Все меньше снимается картин, в которых воссоздаются характеры, нравы той эпохи, в которой происходит действие (конечно, фильмы с временем действия «наши дни» я исключаю из рассмотрения). Зато плодятся фильмы а-ля «как было бы, если бы тогдашние герои мыслили как мы». Потому что такие фильмы легче понять, они не трогают глубинных «шестеренок» мозга, не заставляют задуматься о том, как мыслили и чем мотивировали свое поведение люди того времени. После двух-трех десятков таких фильмов уже как-то вроде непонятно, из-за чего так нервничали люди прошлых эпох - дуэли какие-то, героизм, вроде никому не нужное самопожертвование, смешные клятвы, слово чести... Через такие фильмы люди мельчают.

И это очень и очень печально.


Создано: 11 ноября 2006
Правлено в последний раз: 13 ноября 2006.



« вернуться к списку текстов
« комментарии ()


© сайт разработан и поддерживается мной.